Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [1]

Поиск

Наш опрос

Оцените сайт
Всего ответов: 8

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 16.05.2024, 07:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Ушаковой О. П.
Главная | Регистрация | Вход
Пресса


Главная » Статьи » Мои статьи

О музее
Введение

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского  «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко – краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века  в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.
В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. 
 Одно из условий успешной организации и деятельно¬сти школьного музея - преемственность в работе его ак¬тива. Она обеспечивается тем, что в его состав включа¬ются учащиеся различных возрастных групп. Ученики со¬обща, совместно участвуют в выполнении различных за¬даний по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подго¬товке и проведению экскурсий. После того как старшие ребята оканчивают школу, им на смену приходит их младшая смена - к этому вре¬мени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом.
Преемственность, естественно, должна пронизывать, затрагивать и среду различных связей и взаимодействий актива школьного музея с другими ученическими органи¬зациями школы, учреждениями и организациями города.
Каждый учащийся, причастный к организации школь¬ного музея, должен систематически расширять свои зна¬ния по основам наук, связанным с профилем музея, углуб¬ленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он не¬посредственно работает в музее, овладевать навыками ис¬следовательской и музейной работы. Такую подготовку актива педагог-консультант тщательно планирует совме¬стно с учениками, советом музея.
Учеба музейного актива может проходить непосредст¬венно в школе, во внешкольных учреждениях, а также при государственных музеях. В качестве руководителей выступают педагоги, сотрудники музеев и архивов, мест¬ные краеведы.
В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, старший вожатый, сотрудники городского  музея. На занятиях заслушиваются сообщения уче¬ников о выполнении поисковых заданий, проводится об¬мен мнениями, организуются индивидуальные и груп¬повые консультации. Занятия предполагают лекционную, экскурсионную, научно-поисковую форму деятельности учащихся и педагогов; занятия имеют практическую направленность – составление презентаций, проведение экскурсий в музее, подготовку и проведение виртуальной экскурсии по музею и улицам города Ейска.
Программа и организация занятий по¬зволяет провести хорошую первоначальную подготовку юного музееведа «широкого профиля» и вместе с тем создать прочную основу для дальнейшей специализации различных групп музейного актива: юных следопытов, экскурсоводов, хранителей фондов, экспозиционеров, оформителей и т. д.  
Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.
Основная часть.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Один из таких музеев совсем недавно открылся в нашей школе. Он называется «Музей памяти, гордости и славы». Его открытие состоялось 30 августа 2010 года на базе историко-этнографической выставки, собираемой в течение трех с половиной лет. 
Свой вклад в создание музея внесли не только ученики и учителя, но и родители, бабушки и дедушки учащихся лицея. Именно они приносили экспонаты, многие из которых ребята сами реставрировали. В свой кропотливый труд они вкладывали настойчивость, интерес и время. 

Школьные музеи, как правило, возникают в силу двух основных при¬чин. Чаще всего, к идее создания школьного музея приходят в процессе проведения длительной, иногда многолетней, туристско-краеведческой работы, когда накопленные краеведческие материалы как бы заставляют задуматься об их дальнейшем использовании, а сложившаяся система туристско-краеведческой деятельности вселяет уверенность, что создание школьного музея - задача вполне реальная и обеспечена необходимыми ресурсами: краеведческими материалами, материальными возможностя¬ми, энтузиастами-педагогами и учащимися.
Иногда идея создания школьного музея возникает как ведущая, и вся система туристско-краеведческой деятельности в учреждении образова¬ния организуется и направляется на реализацию подобного проекта.
Наш музей появился на свет, потому что один человек страстно этого пожелал. Это был человек не богатый и не имеющий профессионального художественного образования. Но обстоятельства не помешали ему собрать коллекцию различных старинных предметов, представителей разных эпох. привлечь посетителей, имеющих отдаленное представление о том, что такое изобразительное искусство и зачем оно необходимо. Этим человеком был наш учитель истории и обществознания Ушакова Ольга Петровна. Ей удалось стать человеком собравшим очень много вещей и создавшей такой замечательный музей.
в бурном, кипящем море школьной жизни создан «островок овеществленной исто¬рии», названный музеем памяти, гордости, славы. Здесь собра¬ны уникальные реликвии и ко¬пии документов, связанные с историей Кубани, города Ейска и СОШ N 4 (лицея), жизнью ку¬банского казачества и событи¬ями Великой Отечественной войны, а также предметы и вещи, отражающие быт народа кон¬ца 19-го — начала 20-го веков.
И так, все по-порядку. В нашу школу часто приносили различные старинные вещи, которые было жалко выкинуть или хотелось сохранить надолго. Так мало по-малу собирались различные предметы. В начале они хранились в кабинете истории под чутким надзором Ольги Петровны, но современем их становилось все больше и пришлось искать для них другое место. В нашей школе был один малеький уютный кабинет в прошлом английского, он как нельзя хорошо подходил для музея. Так посоветовшись и все обговорив с нашим директором Лукашовой Натальей Николаевной был создан наш музей. В неи появлялось все больше и больше предметов интерьера, мебели и других вещей, но самым главным отсеком нашего музея является посвященный Великой Отечественно войне уголок.
Великая Отечественная война – великая не только по названию, но и по своему характеру и содержанию. Таких войн, когда на поле брани сталкивались многомиллионные армии, когда на борьбу с захватчиками поднимался весь народ, когда патриотизм тех, кто бился с врагом на фронте и в тылу, достигал такого накала, перед которым меркло все, что было до этого, мировая военная история еще не знала.
Книга «Летопись Великой Отечественной…» - частица истории народного подвига в годы войны.  В ней сказано многое о решающем вкладе Советского Союза в победу над агрессорами, о том, что основная тяжесть испытаний выпала на долю советского народа, который понес в минувшей войне наибольшие жертвы, и что борьба за спасение мировой цивилизации проходила, прежде всего, через линию советско-германского фронта.
Книга «Энциклопедический словарь юного историка» раскрывает удивительный мир истории, той области человеческих знаний, не овладев которыми невозможно стать образованным, интеллигентным человеком. Она адресована, прежде всего, юным читателям. По замыслу авторов и составителей книга должна стимулировать интерес к истории, без которой нет не только настоящего, но и будущего. История – это не просто сумма знаний о прошлом,  это всегда и историческое мышление, позволяющее яснее осознать свое положение в современном мире, четко определять свою гражданскую позицию и отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко раскрывать и понимать их сущность и направленность. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский  имел все основания заявлять, что «каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином.
В нашем школьном музее уже накопилось достаточное количество экспонатов и, конечно же, их число еще будет пополняться. Музей рад любым новым вещам, которые, несомненно, займут свое место среди других. 
Все экспонаты условно можно разделить на группы:
1) письменные источники:
Тетрадь-дневник участника оккупации г. Ейска Долженко В.И.
Ученический лист с немецкой биржи труда.
Фронтовое письмо, адресованное В.И. Долженко.
Свидетельство о выполнении воинской повинности от 1883 г. писаря  Ивана Липатого;
2) вещественные источники:
Каска времен Второй Мировой войны.
Солдатская пилотка.
Тарелка из столового набора немецкого фарфора со знаком фашистской свастики. 
Радиофицированная тарелка времен ВОВ.
3) оружие славных битв:
Ядро;
Штык;
Муляж трехлинейной винтовки;
Осколки снарядов и патронов;
Кобура для пистолета.
4) военные фото разных времен;
5) военные награды;
6) реконструкция: 
Наручи; 
Фрагмент кольчуги.
Все эти экспонаты дают представление о военных годах, помогают лучше узнать историю нашей страны и не забывать о героическом вкладе наших земляков в дело Победы. Каждый экспонат – это частичка жизни, прожитой русскими воинами.
Почти все экспонаты – подлинники, но есть также и муляжи. Некоторые  учащиеся нашего лицея № 4 настолько увлечены историей, что они не только пополняют свои знания историческими сведениями, но еще и сами пытаются воспроизвести некоторые виды оружия, воинских доспехов и др. Одним из таковых является фрагмент кольчуги и наручи, сделанные учеником нашей школы и подаренные музею. 
История Родины где ты родился, жил или помнишь - неотъемлемая часть нашей жизни. Так и мы создали отдельный уголок для того, чтобы рассказать историю нашей малой родины- Кубани. Специально для музея была сделана уменьшенная копия входа и подворья хаты казака, миниатюры жилья и станицы, экспонаты связанные с одеждой и национальными принадлежностями. 
Мы очень много знаем о военных подвигах казака, о его мужестве и отваге в бою, но мы очень мало знаем о его семей жизни, о быте. Наш узей приоткрывает эту завесу в бытовую жизнь казака.
В нем есть такие предметы как: 
1) Миниатюры хаты, селенья, двора.
2) Одежда казака и казачки разных времен
3) Игрушки детей казаков
4) Предметы бытовой утвари
5) Мебель
6) Прялки, утюги
7) Предметы православной веры
8) Фотографии
Все это может помочь подрастающему поколению хоть немного понять жизнь и устои наших предков.
Следующим отдел нашего музея – история возникновения и изменения фотографии.
 Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. Изобретение фотографии не просто создало новую изобразительную технику рядом с прежним. Оно создало новый вид изобразительного искусства. Несмотря на непродолжительную по сравнению с традиционными искусствами историю, фотоискусство прошло сложный путь развития. На вопрос , когда была создана фотография , очень трудно дать точный ответ. Одни историки относят открытие к 40 годам прошлого столетия , когда удалось фотографическим путём получить первый портрет человека. Другие настаивают на том, что началом фотографии нужно считать середину 18 века, когда было обнаружено, что некоторые вещества обладают чувствительностью к лучам света и под их воздействием темнеют. Третьи считают, что начало фотографии было положено прибором , в котором можно было получать световое изображение предмета , а приборы эти были построены ещё в 11 веке. Но к какому бы времени не относилось изобретение фотографии, ясно одно:над её созданием трудилось очень много учёных и изобретатели разных стран.
У нас есть возможность показать детям как создаются фотографии и как изменился процесс их получения. В нашем музее есть такие экспонаты как:

1) Фотоаппарат «Зенит-Е»
2) Фотоаппарат «Москва» 
3) Фотоувеличитель
4) Штатив для фотоаппарата
5) Бачок для проявки фото
6) Пинцет
7) Светофильтр для фотоаппарата
8) Кадрирующая фоторамка
9) Удлинительные кольца
10) Вспышка
11) Прищепка для сушки фотопленки
12) Фотоаппарат «Зенит» 
13) Фотобумага
14) Фильмоскоп
Следующая  секция нашего музея советский союз.
«Это было время, когда не было безработицы, терроризма и национальных конфликтов, отношения людей были просты и понятны, чувства искренни, а желания незамысловаты».

Ностальгия по прошлому в различные эпохи оказывалась весьма мощной движущей силой общественно-политического развития. Например, возвращение социалистических партий во власть в некоторых восточноевропейских государствах уже в постсоветский период также во многом было вызвано ностальгией по советским временам.
В этой секции нашего музея представлены различные вещи той эпой, благодаря им мы можем окунуться в ту эпоху, почувствовать как жили и думали люди. Многое  смогут сделать свои выводы о том времени. Такие вещи как:
1. Мальчик, читающий книгу.
Мальчик в голубой шляпе и голубом пиджаке. Рядом с мальчиком стоит подарок в белой коробке и с золотыми лентами. 
(Небольшая статуэтка). (Китайская)
2. Фарфоровая ваза. 
 На белом фоне синие цветы с золотым контуром. 
(Небольшая статуэтка). (2 экземпляра)
3. Крестьянка.
Женщина стоит среди пшеницы в традиционном наряде, с серпом в руке. На шее платок. 
(Крупная статуэтка.)
4. Мальчик, играющий с молоточком.
Мальчик приблизительно 3-5 лет. Бьет небольшим молоточком по квадратному бруску. Мальчик в белой рубашке, голубых шортиках.
(Маленькая статуэтка.)
5. Девочка с мишкой.
Девочка баюкает мишку. У мишки перевязана щека. Девочка в белом платье, в желтый горошек. На волосах синий бант. 
(Небольшая статуэтка.)
6. Слоненок.
Белый, на спине синий цветок с золотым контуром. Хобот поднят вверх. 
(Небольшая статуэтка.)
7. Белая рыба. 
Золотые плавники, глаза, чешуя. Рыба среди кораллов. 
(Крупная статуэтка).
8. Птица.
Коричневая птица с серыми перышками. Птица сидит на ветке. 
(Небольшая статуэтка.)
9. Олимпийский мишка.
Мишка коричневый. На нем белый пояс из олимпийских колец. 
(Небольшая статуэтка.)
10. Дикобраз.
Белый дикобраз, синий горошек на спине. Синие и золотые иголки. Сине-золотые глаза. 
(Крупная статуэтка.)
11. Бурый мишка.
Мишка коричневый стоит на задних лапах, голова склонена на бок. 
(Небольшая статуэтка.)
12. Львенок.
Сидит, опершись на передние лапы. Черные глаза, нос, рот.
13. Рыба.
Рот открыт, поднят к верху. Золотая кайма. Красные плавники и глаза. Хвост загнут колесиком. Желтая чешуя на большом плавнике. Синее море вокруг. 
(Большая статуэтка.)
14. Ягуар.
Передние лапы согнуты, склонился к земле, смотрит вперед. Коричневая спина с темно-коричневыми пятнами. Такие же ушки и бакенбарды, зеленые глаза.
 (Небольшая статуэтка)
15. Ночной светильник. 
Цвет морской волны, три ножки в виде трех рыб. Рыбы с оранжевыми и золотыми плавниками, черные глаза. 

4.Стеклянная бутылка
Прозрачная, без крышки.
. Стеклянные стаканы.
Прозрачные, обычные.
9.Четыре подстаканника. 
Металлические, украшенные цветами. На двух узор вырезанный, на двух литой, все с ручками.
10. Стеклянная ваза.
Широкая, плоская на тонкой, длинной ножке, крашена цветами, узор выпуклый.
11.Ваза. 
Сделана золотыми жгутами, соединенными перекладинами, широкая, глубокая, короткая, толстая ножка.

Наш музей это частичка нашей школы, мы уже не представляем как можно без него. 

Заключение:
Работа нашего школьного музея помогает учащимся популяризовать знания об истории нашей родины, воспитывает чувство гордости за наших земляков, сумевших приблизить радостный день Победы. 
Для многих учащихся работа в музее лицея становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. 
Так и для меня эта работа имеет очень большую значимость. Прошло всего 2 года, но я уже не могу представить жизни без музея. Мне очень жаль, что я не могла раньше стать частью нашей сплоченной команды. Но у меня есть год и я хочу сделать как можно больше для музея.Благодаря нашей руководительнице Ушаковой Ольге Петровне, наш музей преобретает все больше экспонатов, становится намного интересней и полноценней.
Сейчас все чаще создаются музеи, но еще чаще создаются школьные музеи. Благодаря школьным музеям можно приоткрыть завесу в прошлое. Дети все меньше сейчас посещают музе, галереи, а благодаря школьным музеям мы можем восполнить хоть бы самую малость этих упущений. Я очень рада, что в моей школе есть такой музей. Я работаю в нем экскурсоводом, и мне это очень нравится. Я могу рассказать детям много интересного, полезного. Я всегда стараюсь рассказывать интересно, чтобы заинтересовать детей. Видя их заинтересованный взгляд хочется рассказывать бесконечно. Многие дети даже после экскурсии подходят и начинают расспрашивать о некоторых вещах.

                                                                 План исследования

В данной работе я затронула вопрос об образовании и развитии музея МОУ лицея №4. Для меня было много неясного и неизвестного, поэтому  решила разобраться и восстановить все данные. Вначале я обратилась к  источникам, которые были в школе. Это - справки об образовании музея, архивы, воспоминания учеников и учителей, обработанные и занесенные в реферат. А так же  использованы другие материалы: фотографии, письма, журналы прошлых лет, статьи из газеты «Приазовские степи», .
План 

1. Выбор проблемы, ее обоснование и формулировка.
2. Изучение основных источников по теме.
3. Составление библиографии  (списка литературы).
4. Конспектирование и рецензирование необходимого материала.
5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.
6. Определение основных понятий темы.
7. Корректировка темы и основных вопросов анализа.
8. Разработка логики исследования проблемы, составление плана.
9. Реализация плана, написание реферата.
10. Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытие проблемы, обоснованности, выбора источников и оценку объема реферата.
11. Проверка, оформление списка литературы.
12. Редакторская правка текста с точки зрения грамотности и стилистики.
13. Оформление реферата.

                                                                Аннотация.

Целью моей работы было создание летописи нашего школьного музея. Эта работа было очень близка мне. Ведь почти с первых дней основания я работала в музее,  видела как он рождался и развивался. Теперь я понимаю, что работа по созданию нашего музея было очень трудная, но в тоже время и занимательная. Сейчас в нем проходят экскурсии для учеников нашей школы, которые с удовольствием приходят в него снова и снова. Вот пролетит этот год, мы поступим в ВУЗы по всей России и я не смогу уже посещать наш музей. Поэтому я решила написать историю создания и развития этого удивительного маленького мира. Тем, кто будет дальше продолжать нашу работу, будет интересно узнать, как основывался музей. Они смогут продолжить собирать и преумножать коллекцию экспонатов  
Задачи, которые я поставила перед собой, были выполнены. В начале я хотела собрать как можно больше информации об истории этого замечательного уголка нашей школы, но потом оказалось, что информации намного больше, чем я предполагала. И получилась хорошая основательная работа.
Данные были получены из самых разнообразных источников. Самым главным были документы архива, хранящиеся в школе. Потом это были устные рассказы нашего учителя, который создавал музей, ну и конечно я добавила сюда свои впечатления и выводы.
По окончанию своей работы я сделала вывод, что была проделана огромная работа по созданию и развитию музея. Оказалось, что над этим непростым делом трудилось много людей, было приложено очень большое количество сил.

Категория: Мои статьи | Добавил: vagvic (08.02.2013) | Автор: Мастренко
Просмотров: 414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright Ушакова О. П. © 2024